ПЛАНИРОВАНИЕ


ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ здрав оохра н е ни'я. Приступая к составлению плана здравоохранения в районе (то же по краю и республике), необходимо прежде всего ознакомиться с данными, характеризующими экономическое и санит.-гиг. состояние района. Изучение экономики района имеет особое значение для плана прежде всего потому, что здравоохранение призвано служить народнохозяйственному плану и своими мероприятиями содействовать наиболее успешному выполнению последнего. Ставя перед собой задачу содействия выполнению промфинплана, план здравоохранения должен быть естественно рассчитан на лучшее обслуживание наиболее ответственных участков народнохозяйственного плана, а этими участками являются 1) про-мъппл. центры и новостройки, 2) совхозы, МТС и колхозы. Ознакомление с экономикой района должно итти по линии изучения отдельных важнейших точек района. Составитель плана здравоохранения должен достаточно подробно знать, какие предприятия имеются на территории района, характер их производства, мощность этих предприятий; то же—в отношении вновь строящихся в районе предприятий. Не менее важно иметь представление о совхозах, расположенных в районе, характере их производства, об МТС и наиболее крупных колхозах. Основными показателями, характеризующими сан.-гиг. состояние района и которые должны быть особо учтены при составлении плана здравоохранения, являются: 1) смертность общая и детей до года, 2), заболеваемость населения по отдельным наиболее важным формам заболеваний, 3) состояние жилищно-коммунального деда, 4) состояние общественного питания, 5) естественно-географические условия района (заболоченность, состояние рек, озер и пр.).—Наиболее сложной частью плана здравоохранения является правильная оценка сан.-гиг: показателей, т. к. от правильности их оценки будет в значительной степени зависеть целесообразность тех мероприятий, к-рые должны быть намечены, для устранения сан.-гиг. дефектов района. Приведенные показатели, в первую очередь заболеваемости и смертности, должны быть изучены за ряд лет, так как данные одного только года не дают достаточных оснований для правильных выводов. Далее эти данные должны быть сравнены с аналогичными показателями по другим районам, по краю, республике в целом. Только в результате такого сравнения по годам и с другими районами можно составить себе представление о том, в каком направлении идет развитие санитарного дела в районе. Наряду с общей характеристикой сан. состояния района, в целом необходимо при составлении плана здравоохранения ознакомиться с санитарным состоянием отдельных частей района, выяснить в первую очередь отдельные очаги эпидемических заболеваний с тем, чтобы на основе этих данных составить оперативный план оздоровления „района и отдельных его частей.4 При наличии в районе промышленных предприятий, совхозов, МТС—основное внимание при изучении сан.-гиг. показателей должно быть обращено на эти важнейшие пункты района. После ознакомления с экономикой и санит.-гиг. состоянием района необходимо получить сведения о составе населения района в целом и наиболее важных его частей. Сведения 6 населении необходимо иметь в следующих разрезах; 1) количество населения в районе й-о полу и следующим возрастным группам: а) от 0 до 2 лет включительно (ясельный возраст), б) от 3 до 6 лет (дошкольный возраст), в) от 7 до 14 лет (школьный возраст), г) от 15 до 17 лет (подростки); 2) из общего количества населения—число застрахованных; 3) число рабочих ^работниц,занятых в производстве, в том числе—по болеекрупным предприятиям, по каждому из последних в отдельности; то же отдельно в отношении работниц; 4) детей ясельного возраста у работниц, отдельно у занятых на более крупных предприятиях, по каждому из последних в отдельности; 5) число рабочих постоянных и—отдельно—сезонных и временных в совхозах; 6) число рабочих в МТС; 7) число работниц постоянных и—отдельно—сезонных в совхозах и МТС; 8) процент коллективизированного населения. Приведенная разбивка нат селения необходима для того, чтобы на основе этих данных ж заранее выработанных установок в отношении обслуживания различных групп населения строить отдельные части плана. Получив указанные выше сведения и проанализировав их, возможно перейти к конкрет-. ному построению плана здравоохранения, наиболее важными задачами, к-рые должны быть полнее отражены в плане здравоохранения района, являются: а) мед.-сан. обслуживание рабочих промышленных предприятий, совхозов и МТС, б) мед.-сан. обслуживание населения колхозов, в особенности в период сел .-хоз. кампаний. Особо должен быть построен оперативный план борьбы е эпидемическими заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, брюшным, скарлатиной, дифтерией и малярией. Основными показателями, к-рые должны быть предусмотрены в'плане мед .-сан. обслуживания рабочих промышлен. предприятий, являются: а) здравпункты, б) внебольничная и больничная сеть, в) сан. 0рганизация, г) ясли. Вопрос об организации здравпунктов решается в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 16/У 1931 г., по которому на всех предприятиях, в к-рых занято не менее 250 рабочих, хоз. организации обязаны предоставить оборудованные помещения для пунктов здравоохранения; по этому же закону предприятия, насчитывающие 500 и больше рабочих, должны иметь врачебные здравпункты. Более сложным является П. цеховых здравпунктов на крупных предприятиях. Для решейия вопроса об этих пунктах составитель плана должен быть знаком с объемом1 и характером производства, с основными цехами последнего, составом рабочих по цехам, детальным профессиям, полу и возрасту, сап. состоянием цехов, расположением последних на территории предприятия и данными, характеризующими, заболеваемость рабочих предприятия по отдельным цехам.          , Вопрос о заболеваемости рабочих по цехам выясняется на основе материалов страховых касс, к-рые, хотя и не характеризуют всей заболеваемости, вместе с тем включают в себя все случаи заболеваний, связанных с временной нетрудоспособностью, т. е. наиболее серьезные случаи заболевания. При изучении заболеваемости рабочих необходимо в первую очередь иметь в виду следующие группы заболеваний, составляющие по данным статистики страховых касс до 70% всех случаев временной нетрудоспособности: а) инфекционные б-ни, б) жел,-киш. заболевания, в) болезни кожи и подкожной клетчатки, г) промышленный травматизм. При составлении плана внебольничной помощи имеют особое значение следующие вопросы: а) какие виды внебольничной помощи должны быть организованы, б) каков должен быть объем каждого из этих видов помощи. Объем внебольничной помощи определяется, с одной стороны, заболеваемостью подлежащих обслуживанию контингентов, а с другой—теми кон-тингентами, к-рые должны быть охвачены внебольничной сетью в порядке профилактического обслуживания (в детских и женских консультациях, детских профилактических амбулаториях и т. д.). Число этих контингентов зависит целиком от намеченных на планируемый период установок в отношении обслуживания рабочих и членов их семей отдельными видами внебольничной помощи. Исчисляется внеболь-ничная сеть, исходя из: а) количества посещений, которое намеченные планом контипгенты сделают в течение планируемого периода по каждому из основных видов внебольничной помощи; б) нагрузки врачебного приема (число посещений, к-рое падает на врача в течение рабочего дня) по каждому из основных видов внебольничной помощи; в) числа дней работы врачебного приема в течение года. В своей практической, работе органы здравоохранения и плановые принимают в наст, время среднюю норму нагрузки врачебного приема в учреждениях внебольничной сети в 35 посещений в день при меньшей норме по ряду специальностей (зубные, tbc и пр.) и более высокой—по хирургическим, кожно - венерическим и пр. б-ням. Что касается годовой работы врачебного приема, то предельно возможной принимается работа в течение 350 дней, отводя остающиеся 15 дней на ремонт. Важнейшим-несомненно показателем внебольничной сети является дневная нагрузка врачебного приема, т.к. величина этого показателя, с одной стороны, определяет объем внебольничной сети, а с другой— влияет на качество этого вида помощи. Установка, какая имеется в наст, время в отношении этого показателя, сводится к тому, что в дальнейшем возможно несколько даже повысить норму (в среднем до 40 посещений в день) за счет освобождения врача от ряда функций, ко- торые "ныне им выполняются в течение рабочего дня и к-рые должны быть переложены на средний персонал. План больничной сети в пром. районе должен строиться, исходя из: а) данных о заболеваемости различных групп населения (рабочие, члены их семей, прочие застрахованные и т. д.) по отдельным формам заболеваний; б) установок в отношениц необходимого охвата госпитализацией б-ных более' частыми формами i заболеваний; в) установок,в отношении реально возможного на планируемый период охвата госпитализацией б-ных более частыми формами заболеваний; г) установки на лучшее, как и в отношении прочих видов мед.-сан. обслуживания, больничное обслуживание, пром. пролетариата; д) среднего пребывания б-ного на койке по каждой из наиболее частых форм заболеваний; е) числа дней работы койки в течение года (годовая нагрузка койки). Особое значение для плана больничной сети имеет вопрос о койках по специаль- ' н о с т я м, причем этот вопрос в значительной степени определяется приведенными выше показателями. Так, число инфекционных б-ных, подлежащих госпитализации в течение планируемого периода, определяет число необходимых для них инфекционных коек по формуле: 4iii£i + ^i<5« + ^7x—ит. д., -^1                 ^2                 i'3 где Ах, А2, Аъ... обозначают число больных разных инфекций, подлежащих госпитализации, Кг, /f2, K3.'..—среднее пребывание больного на койке, L±, L3; Ls...—годовую нагрузку койки. По этой же схеме определяется необходимое число коек по другим специальностям. Крайне несложно определение числа необходимых родильных коек. Исходя из установки на полный охват госпитализацией рожениц в промышленном центре и руководствуясь цифрами рождаемости в нем, принимая среднее пребывание родильницы на койке в 7—8 дней и. годовую нагрузку койки-в 325—330 дней, легко определить пеобходимое число родильных коек. Одним из сложных при П. коечной сети является вопрос о среднем пребывании б-ного на койке. Это среднее зависит от целого ряда мементов—характера заболеваний, специализации коек, постановки дела в больнице и пр. Данные мед. переписи, произведенной в 1930 г., I говорят о том, что при среднем "пребывании больного па городской койке''по РСФСР в 13,4 дня Московская и Ленинградская области дают значительно более высокие цифры, и наряду с этим большинство краев и областей дает цифры ниже среднереспубликанской. Опыт отдельных больниц показывает, что рационализаторские мероприятия могут повлиять в сторону снижения среднего пребывания на койке без ущерба для больного (подготовка больного до поступления его на койку, более частые операционные дни, более ранняя выписка некоторых категорий б-ных с патронированием их на дому и пр.). При II. ясельной с "е т и необходимо исходить из установки на первоочередное обслуживание яслями детей женщин, занятых в производстве; контингенты этих детей и берутся в расчет в первую очередь. Наряду с ними учитываются дети ясельного возраста прочих женщин, работниц и служащих, дети учащихся, причем с самого начала необходимо иметь установку в отношении степени охвата каждой из указанных категорий детей ясельным обслуживанием, что и определяет объем ясельного 29» плана. Ясельный план строится, исходя: из установки на обслуживание всех смен на предприятии, По длительности пребывания ребенка в яслях планом предусматриваются ясли круглосуточные, где ребенок остается в течение суток, ясли с длительным пребыванием ребенка и ясли сменные, в к-рых все койки или часть коек работают в две и больше смен. В наших планах 'здравоохранения удельный вес яслей круглосуточных и с длительным пребыванием ребенка с каждым годом возрастает. Вопрос 'о месте строительства яслей зависит прежде всего от того, на какие контингента рассчитаны ясли.. Для обслуживания грудников ясли должны строиться в непосредственной близости от предприятий (желательно не на территории предприятия), для, того чтобы работница-мать могла во время положенного ей перерыва кормить ребенка; в отношении же остальных двух возрастов принимается во внимание в первую очередь местожительство матери. План са щ -эпидемически х мероприятий является одной из важнейших частей плана здравоохранения. Ряд постановлений правительства (о санитарн. минимуме, ож борьбе с эпидемиями, о нормах сан. обслуживания, об общественном питании и пр.) конкретно намечает те мероприятия, к-рые должны быть предусмотрены в плане здравоохранения в отношении сан. оздоровления страны. Важнейшими мероприятиями являются: 1. Госпитализация инфекционных б-ных. План здравоохранения должен наметить число необходимых заразных коек, исходя их заранее взятой установки в отношении охвата госпитализацией различных инфекционных заболеваний. (Метод определения необходимого количества коек приведен выше.) 2. Дезинфекционное и дезинсекционное дело. При составлении этой части плана .необходимо в первую очередь руководствоваться установленными постановлением СНК РСФСР нормами сан. обслуживания. Эти нормы предусматривают,мощность дез. учреждений в различных районах, в зависимости от значения последних, соц. состава населения и пр. Наряду с этим вопрос об организации дез. 'дела решается в зависимости от эпидемичности района, наличия эпидемических очагов в нем. 3.  Прививочное дело. План здравоохранения предусматривает следующие виды прививок: а) оспенные, б) брюшнотифозные, в) скарлатинозные, г) противодифтерийные. Оспенные прививки предусматриваются планом из расчета полного охвата непривитых контингентов, а также требующих повторной прививки. Что касается остальных прививок,, то их количество зависит от наличия в районе той или иной эпидемии, причем в отношении брюшного тифа прививка должна быть рассчитана в первую очередь на население пораженных, частей района, а в отношении скарлатинозных и дифтерийных прививок — на организованные группы детей. 4.   Применительно к борьбе с эпидемиями, в первую очередь с сыпным тифом, приобретают Особое значение сан.-пропускные пункты и бан-но-дезинфекционные отряды. Сан.-пропускные пункты план предусматривает в первую очередь в местах большого скопления пришлого населения и движущихся масс (новостройки, жел.-дор. узлы). Банно-дезотряды планируются для направления в угрожаемые или пораженные эпидемией места, не обеспеченные бандам и дезинфекционным делом (торфоразработки, прочие сезонные работы и т. д.). 5. Сан. инспектура,—государственная^и общественная. В отношении санит. инспектуры план руководствуется постановлением СНК РСФСР от 10/VІII 1931 г. о сан. инспекции. Особое значение имеет П. общественной сан. инспектуры, т. .к. последняя должна явиться основой того общественного актива, к-рый призван всемерно содействовать органам здравоохранения в деле борьбы с эпидемиями. Санитарная инспекция планируется по отдельным специальным ее видам— жилищно-коммунальная, пищевая, промышленная; отдельно планируются врачи-эпидемиологи.                                        * Весьма существенной частью плана сан. оздбровления является сан.-культурная работа. Основными видами этой работы, к-рые предусматриваются планом, являются сан. выставки—стационарные и передвижные, лекции и беседы по сан. вопросам, листовки, брошюры, участие в прессе, кинофильмы и пр.—Наряду с приведенными мероприятиями, к-рые проходят1 по плану органов здравоохранения, исключительное значение для плана сан. оздоровления района имеют мероприятия, проходящие по планам других ведомств (жилищно-коммунальное дело, общественное питание, школьное- дело, гидротехнические и гидромелиоративные работы и пр.). Основной задачей органов здравоохранения является всемерное влияние на эти планы, исходя из конкретных задач санит. оздоровления района, в первую очередь в части банно-прачечного дела, водоснабжения, канализации, охвата общественным питанием и качественного улучшения последнего, гидротехнических и гидромелиоративных работ и пр. В этом заключается построение комплексного плана санитарного оздоровления района. Основные показатели, к-рые должны быть учтены в плане здравоохранения села, следующие: 1) амбулаторное и больничное обслуживание, 2) ясельное дело. В отношении совхозов приведенные виды обслуживания планируются таким образом, чтобы воз-, можно полнее обеспечить основными видами помощи рабочих и работниц совхозов. Составитель плана должен исходить из необходимости в более крупных совхозах, насчитывающих 500 и более постоянных рабочих, иметь врачебную амбулаторию,.б-цу на 35—40 коек по основным специальностям, а также постоянные ясли для обслуживания в первую очередь детей работниц, постоянно занятых в совхозах, и сезонные ясли для детей сезонных и поденных ра-' бочих. Приведенные нормы обслуживания не1 - являются обязательными для тех совхозов, в непосредственной близости которых находятся основные лечебно-профилактические учреждения; с другой стороны, составитель плана, строя б-цу и амбулаторию в совхозе в целях приближения этих видов помощи к рабочим совхозов, должен иметь в виду, что эти учреждения будут в большей или меньшей степени использованы и окружающим совхоз крестьянским населением. Имея это в виду, необходимо отра-' зить в плане эту тенденцию путем укрупнения^ строительства медико-санитарной сети в совхозах, для того чтобы эта сеть, обслуживая в первую очередь рабочих совхозов, обслуживала одновременно и прочее, в первую очередь колхозное население.                             , План мед.-сан. обслуживания сел.-хоз. кампаний предусматривает следующие основные, мероприятия: а) медицинские бригады, б) пунк- 301                                                                             ПЛАНИРОВКА                                   *                                         303 -----------------------!------------------------------------------------------------------------------------------U--------------------------------:_____.. ты первой помощи, в) аптечки, г) сезонные ясли. Наряду с Этими мероприятиями план должен иметь в виду необходимость большего приспособления существующей сети в деревне к нуждам сел .-хоз. кампаний. Чрезвычайно важным для плана здравоохранения на селе является вопрос о том, в каком направлении пойдет там 'в ближайшие годы развитие дела->здравоохра-нения. Завершение в основном процесса коллективизации сельского хозяйства, подведение прочной технической базы под сел .-хоз. процессы должно резко сказаться и на мед.-сан. организации села. Влияние указанных процессов на дело здравоохранения должно сказаться прежде всего по линии повышения квалификации и специализации помощи. Усиление специализации помощи должно привести к значительному укрупнению сети в деревне, и это укрупнение сети должно будет проводиться прежде всего в районном административном центре, который как правило является и энер- ' гетическим центром района. Это относится в первую очередь к внебольничной и больничной сети. Приведенное обстоятельство должно приниматься во внимание, уже в наст, время при составлении плана здравоохранения на селе. Особо должен стоять в плане села вопрос о яслях. Здесь перед составителем плана стоит задача—наметить возможно большее развитие постоянных яслей и наряду с этим обеспечить возможно больший охват сезонными яслями детей крестьянок, занятых на сел .-хоз. кампаниях. Вопрос о большем превращении сезонных яслей в постоянные, помимо большей целесообразности последних с точки зрения обслуживания, имеет особое значение и с точки зрения закрепления в яслях мед. кадров. Одной из важнейших частей плана являются титульные списки строительства, поскольку они отражают в себе конкретное развитие различных отраслей здравоохранения и дают возможность судить oi содержании плана с точки зрения обслуживания различных групп населения, в первую очередь рабочих ведущих отраслей промышленности. В этом отношении важно, чтобы титульные списки включали возможно большее количество точек намеченного планом мед.-сан. строительства. Наиболее существенной частью плана здравоохранения, в значительной части определяющей объем и содержание плана, является план мед. кадров—врачей и среднего персонала. Длан должен определить потребность в мед. кадрах и пути реального покрытия этой потреби ности. Несмотря на громадный рост мед. вузов и техникумов за последние годы потребность в мед. кадрах, вытекающая из большого роста мед.-сан. сети, полностью не покрывается выпусками мед. ин-тов, и план здравоохранения из года в год предусматривает покрытие значительного количества врачебных должностей в городах путем совместительства. Финансовый п"л а н здравоохранения, строится на базе намеченной мед .-сан. сети и ориентировочно установленных на планируемый период йорм стоимости отдельных видов обслуживания. Характерно, что во всех расходах на дело здравоохранения заработная плата занимает больше 50%. Что касается расходов на отдельные отрасли здравоохранения, то ,за последние годы план предусматривает рост расходов на сан.-ирофилактическое дело за счет нек-рого снижения удельного веса лечебного дела в общем, расходном бюджете.. Из года в год отмечается резкий рост расходов на ясельное дело. Что касается источников финансирования дела здравоохранения, то основными источниками являются фонд мед. помощи застрахованным и местный бюджет, которые в своей совокупности занимают больше 80% всего финансового плана. Лит.: Житомирский М., Хозрасчет в cncfeMe здравоохранения, М., 19 32; Киселеве, Методология планирования здравоохранения, М.—Л., 1931; он те, Методология учета здравоохранения, М., 1932; он же, Как составить районный план здравоохранения и руководить его выполнением,. М., 1932; На фронте здравоохранения, 19 32, № 13 (ряд докладов на совещаниях Госпланов.СССР и РСФСР в "мае 1932 г.).        Я. Родов.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "ПЛАНИРОВАНИЕ" в других словарях:

  • планирование — 1. ПЛАНИРОВАНИЕ см. 1. Планировать. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ см. 2. Планировать. * * * планирование разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как… …   Энциклопедический словарь

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — (planning) Применительно к политике так называется любая попытка центрального руководства достичь определенной цели (например, экономического процветания или особой модели землепользования). Самый важный вопрос: можно ли провести различие между… …   Политология. Словарь.

  • Планирование — (в экономике) [planning] процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением. В государствах… …   Экономико-математический словарь

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Кроме того, выделяется планирование отдельных… …   Экономический словарь

  • Планирование — разработка планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами или лицами. По английски: Planning Синонимы… …   Финансовый словарь

  • планирование — составление плана, распределение, проектирование, размечивание, распланирование, намечание, устраивание; снижение, лет, полет, парение Словарь русских синонимов. планирование проектирование Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — ПЛАНИРОВАНИЕ, разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование. На макроэкономическом… …   Современная энциклопедия

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное, внутрифирменное планирование. На макроэкономическом уровне важный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — 1. ПЛАНИРОВАНИЕ1, планирования, мн. нет, ср. (авиац. неол.). Действие по гл. планировать1. Планирование самолета. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ2 и (чаще) ПЛАНИРОВ’АНИЕ, планирования, мн. нет, ср. (экон.). Действие по гл. планировать2, преим. в 3 знач. (срн.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — 1. ПЛАНИРОВАНИЕ1, планирования, мн. нет, ср. (авиац. неол.). Действие по гл. планировать1. Планирование самолета. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ2 и (чаще) ПЛАНИРОВ’АНИЕ, планирования, мн. нет, ср. (экон.). Действие по гл. планировать2, преим. в 3 знач. (срн.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Планирование — Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * …   Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

Другие книги по запросу «ПЛАНИРОВАНИЕ» >>